fbpx

Блокирование банковских счетов – по закону или нет?

9 апреля в Амурской областной библиотеке («Точка кипения») прошел круглый стол по проблеме блокировки счетов предпринимателей и физлиц банками на основании Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ (О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и на основании решений налоговых органов. В работе круглого стола приняли участие представители Отделения ЦБ РФ в Благовещенске, Сберегательного банка, Управления ФНС России по Амурской области, амурские предприниматели.

Обсудили несколько реальных кейсов как с печальным, так и с положительном концом.

В результате жарких споров и резкой риторики выяснилось, что предприниматели с одной стороны и госчиновники, а также представители коммерческих банков – с другой по-разному понимают понятие «блокирование». Представители Центробанка утверждают, что блокирование возможно только в отношении счетов лиц, находящихся в списке экстремистов/террористов, а то, что происходит с банковскими счетами предпринимателей и физлиц, называется «отказ в совершении операции дистанционного банковского обслуживания».

«Почему тогда после такого «отказа» приходит СМС с сообщением именно о «блокировании», и владелец счета не может перевести деньги по бумажному платежному поручению или снять наличные?» – спрашивают предприниматели.

Банки утверждают, что после «отказа», в случае предоставления всех запрашиваемых документов, счет будет «разблокирован».

Представитель налоговой службы сообщила, что в случае неуплаты налогов по требованию налогового органа может быть заблокирована неуплаченная сумма, находящаяся на банковском счете должника, при этом все денежные средства сверх заблокированной суммы свободны к использованию.

С этим также не согласились предприниматели, заявив, что в случае блокировки налоговым органом определенной суммы на банковском счете должника и снятия этой суммы банк не дает распоряжаться остатками на счете до прихода сообщения из налоговой о снятии блокировки.

Все эти факты свидетельствуют о явных «перегибах» в правоприменении норм федерального закона 115-ФЗ и о неотлаженном механизме блокировки денежных средств по требованию налоговых органов и о нарушении прав предпринимателей, в том числе закрепленного в Конституции России права свободного использования своего имущества (в т.ч. денег) для занятия предпринимательской деятельностью.

Амурское региональное отделение «ОПОРЫ РОССИИ» планирует обратиться к губернатору Василию Орлову и в Законодательное собрание Амурской области с предложением воспользоваться правом законодательной инициативы для внесения соответствующих изменений/дополнений в этот федеральный закон.

Методические рекомендации по информированию о причинах отказа