Малый и средний бизнес –
основа экономики России
и Амурской области.
тел.: (4162) 58-21-92
opora-amur@mail.ru
Главная / Новости / ЕЩЕ ОДИН ВИД «ОБРАТНОЙ СВЯЗИ» – ПУБЛИЧНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ

ЕЩЕ ОДИН ВИД «ОБРАТНОЙ СВЯЗИ» – ПУБЛИЧНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ

Горячева Наталья Васильевна – заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области

Уважаемая Наталья Васильевна, с 2016 года территориальные органы федеральных органов исполнительной власти проводят публичные обсуждения правоприменительной практики, что это за механизм?
Публичные обсуждения проводятся в целях разъяснения хозяйствующим субъектам типовых и массовых нарушений обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению, а также разъяснения обязательных требований нормативных правовых актов.

Что же должно включать в себя публичное обсуждение?
Проведение публичных мероприятий строго регламентировано методическими рекомендациями, предусматривающими уведомление подконтрольных лиц о мероприятии и направление ими вопросов; размещение органом государственного контроля (надзора) докладов на официальном сайте органа; ответы на вопросы и обращения, полученные в электронном виде и из зала; выступление подконтрольных лиц и общественных объединений предпринимателей. Периодичность проведения таких мероприятий ежеквартальная. Доступ открытый. После завершения публичных обсуждений, в целях определения их эффективности и полезности обязательно подводятся итоги, которые размещаются на официальном сайте органа, готовится пресс-релиз. Информацию о проведении публичных мероприятий необходимо отслеживать на сайтах органов государственного контроля (надзора). К слову сказать, Амурскими УФАС России такое мероприятие проведено 30.06.2017 года следующее планируется к проведению в начале сентября. Механизм «обратной связи» является самым эффективным для выявления проблем, с которыми встречаются подконтрольные лица, а также возможность услышать предложения по их решению.

Проведение публичных мероприятий связано с реформой контрольно-надзорной деятельности. Расскажите подробнее.
Основные задачи реформы госконтроля — сокращение административного давления на бизнес и повышение безопасности государства и общества за счёт повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности. 21 декабря 2016 года на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», рассчитанной до 2025 года. Программой определено восемь самостоятельных проектов-задач, одним из проектов является внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно- надзорной деятельности. В первую очередь, необходимо разобраться с тем, что такое риск- ориентированный подход. Представьте себе предприятие, которое функционирует на каком-либо рынке. Существует огромное количество рисков, которые его касаются, в зависимости от того, какую именно деятельность оно осуществляет. Проведение контрольно-надзорной деятельности на этом предприятии может осуществляться самыми разными способами, но в последнее время наибольшую популярность получил именно риск-ориентированный подход. Специалист анализирует все возможные риски, которые касаются данного предприятия, выделяет среди них самые большие, отсеивает не значительные, а затем создает полноценную стратегию по борьбе с ними, чтобы предприятие могло максимально эффективно функционировать, снижая их вероятность. Так что суть данного метода, другими словами, заключается в поиске тех факторов, которые мешают предприятию функционировать на сто процентов, и дальнейшее их нивелирование.

Многие предприниматели могут задуматься: а зачем вообще им нужен риск- ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности? Ведь их предприятие является маленьким, поэтому и риски у него все на поверхности, да и опасности реальной они не представляют.
Однако это большое заблуждение. Даже самое маленькое предприятие может иметь десятки разнообразных факторов риска, многие из которых скрыты от взгляда непрофессионала. В результате они остаются незамеченными, реализуются и не позволяют предприятию достичь желаемой цели. Соответственно, риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности является очень важным, так как он позволяет выявить все факторы риска еще до того, как они могли бы реализоваться, а затем превратить эту информацию в полноценный бизнес-план, который позволяет предприятию функционировать, избегая реализации того или иного фактора риска. Переход от применения подхода всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному подходу планирования проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям позволяет увеличить процент охвата потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям.

С чего же начался риск-ориентированный подход организации государственного контроля в Правительстве Российской Федерации?
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 17 августа 2016 года № 806 и утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности и перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода. В первую очередь, постановлением Правительства были обозначены виды контроля, которые будут подвержены изменениям после введения данного подхода. Другими словами, риск-ориентированный подход, когда он будет полностью внедрен, затронет не все сферы, а лишь те, которые были обозначены в постановлении.

А что это за сферы?
В соответствии с постановлением, следующие виды государственного контроля и надзора будут осуществляться с применением риск-ориентированного подхода: федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемический надзор, федеральный государственный надзор в области связи и федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. Правда постановлением от 2 марта 2017 года № 245 перечень дополнен ещё 33 видами государственного контроля (надзора). В частности, попали в перечень виды контроля, которые осуществляются антимонопольной службой: - Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации. - Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, - Федеральный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов). - Государственный надзор в сфере рекламы. С 2018 года планы проверок будут составлены на основе риск-ориентированного подхода.

А кто курирует ход реализации программы?
Должностным лицом, курирующим реализацию программы, является министр Российской Федерации по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Немаловажным проектом реформы является систематизация и сокращение количества обязательных требований, которые надзорные органы предъявляют к бизнесу. Что можете сказать об этом этапе реформы?
Наверное, это наиболее трудоемкий этап. С конца февраля 2017 года на официальных сайтах ведомств размещены исчерпывающие перечни нормативных актов, которые содержат такие требования. А к концу 2020 года по всем видам контроля должны быть сформированы проверочные листы с наиболее значимыми требованиями с точки зрения обеспечения безопасности. Главная задача проекта - снижение административной нагрузки на поднадзорные субъекты и выведение из «серой зоны» большого количества обязательных требований, которые связаны с большими издержками и не влияют на уровень безопасности. При этом необходимо обеспечить соблюдение баланса интересов между бизнесом и государством.

К достижению каких целей должна прийти реформа?
В целом Реформа ставит перед собой три глобальные цели - для государства, бизнеса и общества. Первостепенная цель реформы - обеспечить безопасность жизни и здоровья человека. Вторая цель - обеспечить бизнесу возможность работать и развиваться, не тратя значительные ресурсы на прохождение проверок. Третья цель - обеспечить повышение уровня эффективности непосредственно контрольно-надзорной деятельности.



СПРАВОЧНО: Всего на территории Амурской области в 2016 году органами контроля (надзора) проведено 9267 проверок, большая часть из которых – 7502, или 81% внеплановые. Таким образом, при существенном снижении количества плановых проверок, имеет место рост внеплановых проверок на 22% (рост жалоб, поручений Президента РФ, Правительства РФ).

19 Июля 2017