Совещание у Заместителя председателя правительства РФ — полномочного представителя Президента РФ в ДФО Ю.П.Трутнева по вопросу распространения новой коронавирусной инфекции в Амурской области.
16 ноября в Благовещенске состоялось Совещание у Заместителя председателя правительства РФ — полномочного представителя Президента РФ в ДФО Ю.П.Трутнева по вопросу распространения новой коронавирусной инфекции в Амурской области. Участвовали губернатор Василий Орлов, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководители амурских ведомств. Основной вопрос — как справиться с продолжающейся пандемией.
Несмотря на то, что совещание было посвящено организационным вопросам, было подготовлено и выступление Бориса Белобородова, члена попечительского совета Амурского РО «ОПОРЫ РОССИИ», по проблематике малого бизнеса. Из-за нехватки времени выступление не было озвучено, однако текст выступления был заблаговременно предоставлен в аппарат полпреда — см ниже.
Влияние пандемии на малое и среднее предпринимательство в Амурской области
На малое предпринимательство Амурской области пандемия оказала значительное влияние. Практически до нуля сократилась выручка в туристической отрасли, значительно сократилась в общественном питании, гостиничном бизнесе, сфере отдыха, развлечений, дополнительного и дошкольного образования, дневного ухода и присмотра за детьми. Уменьшение пассажиропотока негативно сказалось на внутри городских и междугородных автобусных перевозках. Прекращение международного авиа сообщения, закрытие Россией границ для китайских международных перевозчиков, а затем, наоборот, Китаем для россиян остановило внешнеэкономическую деятельность.
Правда, некоторые отрасли сохранили обороты – оптовая и розничная торговля продуктами питания, лекарственными средствами, строительство, агропром. При этом в сельском хозяйстве важно не упустить шанс для амурского овощеводства и картофелеводства, страдавшего ранее от конкуренции со стороны китайских производителей, обеспечить импортозамещение по картофелю и овощам, в том числе за счет увеличения мощностей хранения продукции.
Малый бизнес получил значительную государственную поддержку, как федеральную, так и региональную. Третья часть малых предприятий Приамурья, отнесенных к наиболее пострадавшим отраслям, получили отсрочку по уплате федеральных налогов, снижение региональных. Предоставлены субсидии на выплату заработной платы и решение других неотложных задач, приобретение дезсредств.
Хорошим подспорьем стали субсидированные невозвратные кредиты на возобновление деятельности. К сожалению, ими смогли воспользоваться не более 4% малого бизнеса.
Региональные субсидии, несмотря на свой не очень значительный размер, также пошли на пользу пострадавшему бизнесу.
Одна из причин неполного охвата малого бизнеса мерами господдержки является использование кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для отнесения субъектов предпринимательства к пострадавшим отраслям. С одной стороны, эти коды удобны для администрирования, с другой стороны, использование кодов, отнесение их к основным и дополнительным всегда преследовало только статистические цели, а обновление классификатора в 2016 г. привело к замене кодов, иногда произвольной, налоговыми органами без участия самих предпринимателей. В результате бизнес, реально действующий в пострадавших отраслях не мог доказать свою принадлежность к нему, и, наоборот, нередки были случаи, когда в пострадавшие попадал бизнес, к этим отраслям не относящийся.
Можно считать достижением Амурской области выплату субсидий бизнесу без учета отнесения к пострадавшим отраслям, на основе критерия снижения выручки на 30% и более. Правда и здесь не все нуждающиеся предприниматели смогли воспользоваться этой поддержкой, в основном из-за невозможности документально подтвердить снижение выручки, что в свою очередь явилось следствием более серьезной проблемы – полного или частичного теневого бизнеса как по оборотам, так и по заработной плате.
Сейчас мы находимся на второй волне пандемии. В отличии от первой, когда ограничения работы отраслей носили в основном административный характер, теперь наступает период самоограничений и бизнеса, и его клиентов – населения. Нас снова ждет снижение покупательского спроса на товары, услуги и работы малого бизнеса, а значит, – его выручки. Снова под угрозой выплата заработной платы наемным работникам, уплата налогов в бюджет.
Особняком стоит проблема уплаты имущественных налогов (земельного, транспортного, на имущество) физическими лицами в связи с наступлением 1 декабря, т.е. через 2 недели, крайнего срока их уплаты. Переход с 2015 г. на исчисление налогов исходя из кадастровой стоимости привел к резкому росту фискальной нагрузки на бизнес еще до наступления пандемии. Периодическая переоценка кадастровой стоимости (всегда в сторону повышения) только подливает масла в огонь этой проблемы. Малый бизнес – это значительное количество собственников такого имущества.
Что делать?
1.Прежде всего, продолжить регулярное получение органами власти обратной связи от бизнеса. У нас в Приамурье с этим в целом нормально. Бизнес некоторых других регионов, например, Бурятии, находится в условиях гораздо более жестких ограничений, что в немалой степени является следствием недостаточного диалога бизнеса и власти.
2. Считаем необходимым объявить мораторий – прекратить продолжающуюся переоценку кадастровой стоимости, вернуться к значениям стоимости з/у и объектов недвижимости до 2018 г.
3.Перенести крайний срок уплаты имущественных налогов за 2019 г. физическими лицами с 1 декабря 2020 года на 1 мая 2021 г.
4.Принять меры для поддержания платежеспособного спроса населения на товары, услуги работы малого бизнеса, в том числе расширить условия применения дальневосточной и сельской ипотеки..
5.В ответ на «вторую волну» пандемии начать с 1 января 2021 г. «вторую волну» субсидированных невозвратных кредитов на возобновление деятельности.
6.С 2021 г. возобновить региональные меры финансовой поддержки бизнеса, показавшие себя эффективными в 2020 г. Для реализации данного и предыдущего предложения смягчить условия применения кодов ОКВЭД для определения потенциальных получателей финансовой поддержки.
7.Смягчить условия привлечения и использования иностранных работников, в том числе тех, кто уже находится на территории России. Этот пункт касается прежде всего общепита (национальных кухонь).
Фото пресс-службы правительства Амурской области